Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа - это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями.
В компетенцию школьного психолога входят диагностирование и коррекционная работа, а также уроки психологии (а такие есть в ряде школ). Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
При необходимости психолог составляет психолого-педагогические характеристики детей, которые раскрывают развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д.
Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители?
Бывают ситуацию, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту.
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу
1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.
2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.
3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.
4. Выбор жизненного пути. Уже начиная с восьмого класса многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой профессиональной сфере вы сможете реализовать свои возможности наиболее успешно.
Педагоги-психологи гимназии
Иванова
Светлана Владимировна
Педагог-психолог высшей категории
Образование высшее
Педагогический стаж – 39 года
Рожкова
Ирина Васильевна
Педагог-психолог высшей категории
Образование высшее
Педагогический стаж – 34 года
Расписание работы психологической службы гимназии
Педагоги-психологи
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
Рожкова И.В.
09.00 – 12.00 Групповая работа
с учащимися
1-5 классов
12.00 - 16.00 Консультирование учителей
1-5 классов
09.00 – 12.00 Индивидуальная работа
с учащимися
1-5 классов
12.00 - 16.00 Консультирование учителей
1-5 классов
09.00 – 12.00
Групповая работа
с учащимися
1-5 классов
12.00 - 16.00 Консультирование учителей
1-5 классов
09.00 - 14.30
Индивидуальная работа
с учащимися
1-5 классов
15.00 - 18.00
Консультирование родителей 1-5 классов
09.00 - 12.00
Групповая работа с учащимися
1-5 классов
12.00 - 15.00
Консультиро
вание учителей
1-5 классов
Иванова С.В..
08.00 – 14.00 Групповая работа
с учащимися
6-11 классов
14.00 - 16.00 Консультирование родителей учащихся
6-11 классов
08.00 – 14.00 Индивидуальная работа
с учащимися 6-11 классов
14.00 - 15.00 Консультирование учителей
6-11 классов
08.00 – 14.00
Групповая работа
с учащимися
6-11 классов
13.00 - 16.00
Индивидуальная работа
с учащимися
6-11 классов
08.00 – 13.00
Групповая работа
с учащимися
6-11 классов
13.00 - 16.00
Консультирование учителей
6-11 классов
Методический день
В помощь родителям и педагогам начальной школы, обучающимся 1-5 классов педагогом-психологом Рожковой И.В. создан сайт «Я спешу к тебе на помощь».
В помощь родителям и педагогам, обучающимся 6-11 классов
«Определения уровня развития логического мышления»
«Определение уровня развития памяти»
«Определения уровня самооценки»
«Определение уровня ситуативной и личностной тревожности по опроснику Ч..Спилбергера – Ю.Л. Ханина
Учащиеся 4-х классов
февраль
Оценка психологического климата в классных коллективах (социометрия)
Уч-ся 2-х классов
март
Диагностика взаимоотношений ребенка с членами своей семьи
семейная социограмма.
рисунок семьи
3-4 классов
апрель
Диагностика адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене, особенности межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Углубленная диагностика учащихся имеющих проблемы межличностного взаимодействия в классном коллективе. (по запросу)
Уч-ся 10-х классов
Сентябрь-октябрь
Социально-психологическое тестирование
Уч-ся 7-11-х классов
Скрининг-диагностика психологического климата классного коллектива, психологических проблем межличностной коммуникации.
Анкетирование классных руководителей с целью выявления проблем межличностного взаимодействия в классных коллективах. (по запросу)
Учащиеся 6-х классов
октябрь
Скрининг-диагностика психологической готовности учащихся к выбору профессии.
Углубленная диагностика профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, личностных особенностей старшеклассников. (по запросу)
Учащиеся 9, 11-х классов
ноябрь
Диагностика уровня тревожности учащихся 9-х, 11-х классов при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
Учащиеся 9, 11-х классов
декабрь
апрель
Мониторинг психологической безопасности школьной среды.
Диагностика учащихся на выявление кибербуллинга
Учащиеся 5-10-х классов
Ноябрь-декабрь
Диагностика с целью профилактики девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности
Диагностика образовательной мотивации школьников (по запросу)
Учащиеся 7-х классов;
Декабрь
Диагностика с целью профилактики девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.
Диагностика образовательной мотивации школьников (по запросу)
Учащиеся 8-х классов
Январь
Углубленная диагностика специальных способностей, личностного развития, творческого потенциала выявленных одаренных учащихся (по запросу)
Учащиеся 1-11-х классов
Февраль
Диагностикаособенностей межличностных отношений обучающихся в классе (Социометрия) (по запросу)
Учащиеся 6-11х классов
Март
Диагностика особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания (по запросу)
Диагностика учащихся на ПМПк (по запросу)
Учащиеся 1-11-х классов
Апрель
Определение комфортности образовательной среды:
анкета «Отношение учащихся к гимназии»
анкета «Удовлетворенность различными аспектами обучения в гимназии»
Родители, педагоги, Учащиеся 5-11-х классов
Май
Коррекционно-развивающая работа с учащимися
1,5, 10 классы
По запросу
Индивидуальная/подгрупповая коррекционная работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с трудностями в обучении
в течение года
Обучающиеся, состоящие на ВШУ и ПДН
По запросу
Индивидуальная коррекционная работа с учащимися «группы риска», состоящими на ВШУ и ПДН.
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с выявленным психологическим неблагополучием
в течение года
Одаренные обучающиеся
По запросу
Индивидуальная развивающая работа с одарёнными учащимися
Тренинговые занятия по обеспечению психологической готовности одаренных детей, участников олимпиадного движения в период подготовки к конкурсным испытаниям (олимпиада, творческий конкурс, соревнование и т.п.).
в течение года
Обучающиеся с ОВЗ
По запросу
Индивидуально – коррекционная работа с учащимися с ОВЗ по программам сопровождения
Тренинг детско-родительских отношений
в течение года
4-8 классы
По запросу
Индивидуальная работа с обучающимися, подвергшимся буллингу, коррекционная работа с классом.
Практические занятия по «Как противостоять кибербуллингу»
в течение года
9, 11 классы
По запросу
Практические развивающие занятия для учащихся 9, 11 классов
Практические развивающие занятия для учащихся с низким уровнем психологической готовности к сдаче ГИА (ВПР) «Путь к успеху!», «Как успешно сдать экзамены»
в течение года
7-8 классы
По запросу
Занятия с элементами тренинга «Жизнь как ценность», «Сопротивление давлению. Умей сказать НЕТ!», «Способы психологической защиты»
Коррекционно-развивающие по развитию коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников
февраль-март
9 -11 классы
По запросу
Психологический практикум «Мой мир – мое будущее»
Практические развивающие занятия с использованием цифрового ресурса гимназии «Мой мир – мое будущее»
в течение года
1-11 классы
По запросу
Индивидуальные занятия по запросу педагогов с обучающимися с девиантными формами поведения, агрессией и повышенной тревожностью.
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в поведении по коррекции конфликтного, агрессивного поведения «Прокачаем эмоциональный интеллект»
в течение года
Педагоги, молодые специалисты
По запросу
Предотвращение синдрома эмоционального выгорания у педагогов и молодых специалистов
Беседы, психологические практикумы, консультации
в течение года
Социальные партнеры
Совместная работа с социальными партнерами
Тренинговые занятия для обучающихся, педагогов, родителей по реализации деятельности в направлении профилактики ПАВ
По договору
Консультирование
1-11 классы По запросу
Индивидуальное консультирование обучающихся.
По запросу/итогам диагностики.
Консультативная помощь тревожным учащимся, учащимся с низкой самооценкой, учащимся «группы риска»
Профконсультирование учащихся вопросам профессионального самоопределения, личностным проблемам, возникающим в процессе профессионального самоопределения.
Консультирование учащихся по вопросам межличностного взаимодействия в разновозрастной среде и среде сверстников
Консультирование участников детских объединений и ученического самоуправления по результатам диагностики.
7-11 классы
По запросу
Индивидуальное консультирование обучающихся из группы риска СПТ по проблемам употребления ПАВ.
Консультирование классных руководителей, родителей, учащихся по результатам социально-психологического тестирования
Консультативная, поддерживающая помощь учащимся с выявленным психологическим неблагополучием Профилактика употребления ПАВ, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
Родители учащихся 1-11 классов
По запросу
Индивидуальное консультирование родителей (детско- родительские отношения). По запросу/по итогам диагностики.
Поддержка и сопровождение детско-родительских отношений.
Консультирование по вопросам психологической поддержки учащихся при подготовке и проведении к ГИА, ВПР.
Родители , учащиеся 1-11 классов, педагоги, классные руководители
По запросу
Индивидуальное консультирование
По запросу/по итогам диагностики.(одаренные учащиеся)
Консультирование учителей по вопросам организации обучения, формирования и развития способностей учащихся, поддержки одаренных детей, участников олимпиадного движения Консультирование учащихся по способам и приемам развития общих и специальных способностей, по психологическим аспектам подготовки и участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях
Родители учащихся 1-11 классов, учащиеся 1-11 классов.
По запросу
Консультирование детско-родительской пары / семьи. По запросу/по итогам диагностики.
Поддержка и сопровождение детско-родительских отношений
Консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания ребенка
Педагоги, классные руководители 1-11 классов
По запросу
Индивидуальное консультирование педагогов по запросу
Консультирование по проектированию комфортной и безопасной образовательной среды.
Консультирование по вопросам психологической поддержки учащихся при подготовке и проведении к ГИА, ВПР.
Консультирование классных руководителей по вопросам формирование коммуникативных навыков учащихся
Консультирование классных руководителей по вопросам формирования классного и школьного актива, содействию развития ученического самоуправления.
Просвещение
СПТ-2022
Учащиеся, родители, педагоги,
Проведение информационно-разъяснительной кампании с обучающимися и их родителями (законными представителями) с целью повышения активности их участия в социально психологическом тестировании
Выступления на совещании «Психологическая готовность учащихся к участию в ГИА (ВПР)»; «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения» «Психологические причины низкой успеваемости учащихся» Беседы-практикумы для педагогов «Как сплотить детский коллектив», «Психологические особенности детских коллективов. Как организовать ученическое самоуправление», «Как организовать ученическое самоуправление. Психологические особенности детских коллективов». «Современный ребенок в информационной среде: шаги к пониманию», «Подростковый кибербуллинг», «Обеспечение безопасной информационной среды для детей и подростков».
Учащиеся
По запросу
Информационные выступление, мини- лекция, беседа.
Беседы-практикумы с учащимися «Все в моих руках», «Как снизить тревожность и повысить уверенность в себе», «Как психологически подготовиться к ГИА (ВПР)»; «Как помочь другу, если все плохо?», «Один за всех – и все за одного», «Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты», «Мой класс и я в нем», «Что нужно знать о кибербуллинге?», «Что такое социальная активность?», «Лидер. Кто он?», «Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде», «Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде». «Профессии будущего». «Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным», «Написанное останется или Интернет помнит все!», «Сетевой этикет: 20 правил поведения в интернете»
Родители
По запросу
Информационные выступление, мини- лекция, беседа.
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме «Как организовать психологически эффективный отдых для детей в период летних каникул»,
«Как поддержать ребенка во время подготовки к ГИА (ВПР)?».
Беседы для родителей учащихся с отклоняющимся поведением «Справимся вместе». Беседы с родителями на темы: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка», «Кризис подросткового возраста», «Стили семейного воспитания», «Как помочь детям учиться?»
Встреча с родителями по теме «Детские конфликты. Чем могут помочь родители?», «Подростки и социальные сети», «Ребенок стал жертвой кибербуллинга», «Как обеспечить безопасность детей в интернете»
Профилактика
Учащиеся
По запросу
Профилактические занятия для учащихся
Буклет для учащихся «Как управлять своими эмоциями во время проведения ГИА (ВПР). Скорая помощь в стрессовой ситуации». Буклет учащимся по профилактике ПАВ «А тебе это действительно надо?», «Как развивать лидерские способности», «Школьное самоуправление и его лидеры», «Выступление перед публикой: 10 правил успешного выступления». «Как готовиться к занятиям?», «Секреты выбора профессии», «5 шагов осознанного выбора профессии»
Тренинг саморегуляции, уверенности в себе, антистресс-тренинг деятельности при подготовке к ГИА, ВПР», «День накануне конкурсного испытания». Тренинг сплочения классных коллективов. «Правила, которые помогут в общении». Профилактические занятия для учащихся «В ладу с самим собой», «Как справиться с волнением на ВПР. Беседа-практикум личностного развития для учащихся с эмоциональным неблагополучием «Пойми себя», «Как вести себя в сети Интернет. Об информационно-психологической безопасности» «Как сказать: “Нет!” другим и “Да!” себе», «Учимся общаться без конфликтов». Психологическая акция для учащихся «Лето без интернета!»
Классные руководители, педагоги
По запросу
Разработка и распространение психолого-педагогических рекомендаций педагогам «Создание благоприятной атмосферы в классе во время подготовки к ГИА (ВПР)», Разработка и распространение памятки для педагогов «Первые признаки употребления ПАВ», «Психологическая подготовка учащихся к ГИА и ВПР». Буклет для классных руководителей «Как помочь учащимся в выборе профессии?», «Как избежать травли в классе», «Психолого-педагогические особенности одаренных детей», «Одаренный ребенок: как помочь раскрыть потенциал», «Формы и методы работы с одаренными учениками», «Как психологически подготовить ребенка к конкурсным испытаниям» «Психологическая подготовка учащихся к выбору профессии».
Родители
По запросу
Буклеты для родителей «Кто такой одаренный ребенок», «Проблемы воспитания одаренных детей», «Страна одаренных детей», «Как развивать творческие способности ребенка», «Помощь родителей в выборе профессии».
Памятка родителям «Как преодолеть трудности в поведении ребенка». «Как помочь ребенку справиться со стрессом перед ГИА (ВПР)»; Интернет-рассылка для родителей школьников «Интернет-сайты для развития познавательных способностей детей», рекомендаций родителям «Как предостеречь ребенка от наркотиков. Сигналы опасности», рекомендации родителям «Советы родителям о профессиональном самоопределении детей», «Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе»