Зачем нужен психолог в школе?
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Но школа - это огромный социальный институт. Работая с детьми, психолог проводит консультации с педагогами и родителями. В компетенцию школьного психолога входят диагностирование и коррекционная работа, а также уроки психологии (а такие есть в ряде школ). Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (всё зависит от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога. При необходимости психолог составляет психолого-педагогические характеристики детей, которые раскрывают развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет не последнюю роль. И не стоит от этого метода отказываться. Потому что каждый родитель имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка. Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Вот именно здесь надо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников. От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может разобраться в причинах неуспеваемости, агрессивности детей. Вот тут возникает тесная связь с родителями, которым необходимо идти на контакт с психологом. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Бывают ситуацию, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может помочь родителям в выборе и направить к другому специалисту. Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу 1. Трудности в учёбе. Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память или рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше. 2. Взаимоотношения в классе. Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе или классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях. 3. Взаимоотношения с родителями. Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас. 4. Выбор жизненного пути. Уже начиная с восьмого класса многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены, каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы, склонности и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой профессиональной сфере вы сможете реализовать свои возможности наиболее успешно.
Педагоги-психологи гимназии:
|
|
Иванова Светлана Владимировна
Педагог-психолог высшей категории
Образование высшее
Педагогический стаж – 37 лет |
Рожкова Ирина Васильевна
Педагог-психолог высшей категории
Образование высшее
Педагогический стаж – 32 года
|
Расписание работы психологической службы гимназии
Педагоги-психологи |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
Рожкова И.В. |
09.00 – 12.00 Групповая работа
с учащимися
1-5 классов
12.00 - 16.00 Консультирование учителей
1-5 классов
|
09.00 – 12.00 Индивидуальная работа
с учащимися
1-5 классов
12.00 - 16.00 Консультирование учителей
1-5 классов
|
09.00 – 12.00
Групповая работа
с учащимися
1-5 классов
12.00 - 16.00 Консультирование учителей
1-5 классов
|
09.00 - 14.30
Индивидуальная работа
с учащимися
1-5 классов
15.00 - 17.00
Консультирование родителей 1-5 классов
|
09.00 - 12.00
Групповая работа с учащимися
1-5 классов
12.00 - 15.00
Консультиро-
вание учителей
1-5 классов
|
Иванова С.В. |
08.00 – 14.00 Групповая работа
с учащимися
6-11 классов
14.00 - 16.00 Консультирование родителей учащихся
6-11 классов
|
08.00 – 14.00 Индивидуальная работа
с учащимися 6-11 классов
14.00 - 15.00 Консультирование учителей
6-11 классов
|
08.00 – 14.00
Групповая работа
с учащимися
6-11 классов
13.00 - 16.00
Индивидуальная работа
с учащимися
6-11 классов
|
08.00 – 13.00
Групповая работа
с учащимися
6-11 классов
13.00 - 16.00
Консультирова-ние учителей
6-11 классов
|
10.00 – 13.00 Индивидуальная работа
с учащимися 6-11 классов
|
В помощь родителям и педагогам начальной школы, обучающимся 1-5 классов
педагогом-психологом Рожковой И.В. создан сайт «Я спешу к тебе на помощь».
В помощь родителям и педагогам, обучающимся 6-11 классов
педагогом-психологом Ивановой С.В. создан сайт «Мой мир - мое будущее.
Плановая психолого-педагогическая диагностика учащихся 1-11 классов
Название диагностики |
Участники |
Примерные сроки |
Определение уровня школьной тревожности – методика Филлипса |
Уч-ся 5-х классов |
1-10 октября |
Определение уровня развития психических качеств личности, влияющих на обучение:
«Тест Тулуз-Пьерона» (Исследование свойств внимания)
«Определение уровня развития памяти»
«Определения уровня развития логического мышления»
|
Уч-ся 1-х классов
|
ноябрь |
Определение уровня адаптации уч-ся 1-х классов |
Уч-ся 1-х классов
|
апрель |
Определение динамики уровня развития психических качеств личности, влияющих на обучение:
«Мотивация школьной деятельности»
«Тест Тулуз-Пьерона» (Исследование свойств внимания)
«Определения уровня развития логического мышления»
«Определение уровня развития памяти»
«Определения уровня самооценки»
«Определение уровня ситуативной и личностной тревожности по опроснику Ч..Спилбергера – Ю.Л. Ханина |
Учащиеся 4-х классов |
февраль |
Оценка психологического климата в классных коллективах (социометрия) |
Уч-ся 2-х классов |
март |
Диагностика взаимоотношений ребенка с членами своей семьи
семейная социограмма.
рисунок семьи
|
3-4 классов |
апрель |
Диагностика адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене, особенности межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Углубленная диагностика учащихся имеющих проблемы межличностного взаимодействия в классном коллективе. (по запросу) |
Уч-ся 10-х классов |
Сентябрь-октябрь |
Социально-психологическое тестирование |
Уч-ся 7-11-х классов |
|
Скрининг-диагностика психологического климата классного коллектива, психологических проблем межличностной коммуникации.
Анкетирование классных руководителей с целью выявления проблем межличностного взаимодействия в классных коллективах. (по запросу) |
Учащиеся 6-х классов |
октябрь |
Скрининг-диагностика психологической готовности учащихся к выбору профессии.
Углубленная диагностика профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, личностных особенностей старшеклассников. (по запросу) |
Учащиеся 9, 11-х классов |
ноябрь |
Диагностика уровня тревожности учащихся 9-х, 11-х классов при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ |
Учащиеся 9, 11-х классов |
декабрь
апрель |
Мониторинг психологической безопасности школьной среды.
Диагностика учащихся на выявление кибербуллинга |
Учащиеся 5-10-х классов |
Ноябрь-декабрь |
Диагностика с целью профилактики девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности
Диагностика образовательной мотивации школьников (по запросу) |
Учащиеся 7-х классов; |
Декабрь |
Диагностика с целью профилактики девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности.
Диагностика образовательной мотивации школьников (по запросу) |
Учащиеся 8-х классов |
Январь |
Углубленная диагностика специальных способностей, личностного развития, творческого потенциала выявленных одаренных учащихся (по запросу) |
Учащиеся 1-11-х классов |
Февраль |
Диагностика особенностей межличностных отношений обучающихся в классе (Социометрия) (по запросу) |
Учащиеся 6-11х классов |
Март |
Диагностика особенностей детско-родительских отношений, стиля семейного воспитания (по запросу)
Диагностика учащихся на ПМПк (по запросу) |
Учащиеся 1-11-х классов |
Апрель |
Определение комфортности образовательной среды:
анкета «Отношение учащихся к гимназии»
анкета «Удовлетворенность различными аспектами обучения в гимназии» |
Родители, педагоги, Учащиеся 5-11-х классов |
Май |
Коррекционно-развивающая работа с учащимися
1,5, 10 классы
По запросу |
Индивидуальная/подгрупповая коррекционная работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации |
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с трудностями в обучении |
в течение года |
Обучающиеся, состоящие на ВШУ и ПДН
По запросу |
Индивидуальная коррекционная работа с учащимися «группы риска», состоящими на ВШУ и ПДН. |
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с выявленным психологическим неблагополучием |
в течение года |
Одаренные обучающиеся
По запросу |
Индивидуальная развивающая работа с одарёнными учащимися
|
Тренинговые занятия по обеспечению психологической готовности одаренных детей, участников олимпиадного движения в период подготовки к конкурсным испытаниям (олимпиада, творческий конкурс, соревнование и т.п.). |
в течение года |
Обучающиеся с ОВЗ
По запросу |
Индивидуально – коррекционная работа с учащимися с ОВЗ по программам сопровождения |
Тренинг детско-родительских отношений |
в течение года |
4-8 классы
По запросу |
Индивидуальная работа с обучающимися, подвергшимся буллингу, коррекционная работа с классом. |
Практические занятия по «Как противостоять кибербуллингу» |
в течение года |
9, 11 классы
По запросу |
Практические развивающие занятия для учащихся 9, 11 классов
|
Практические развивающие занятия для учащихся с низким уровнем психологической готовности к сдаче ГИА (ВПР) «Путь к успеху!», «Как успешно сдать экзамены» |
в течение года |
7-8 классы
По запросу |
Занятия с элементами тренинга «Жизнь как ценность», «Сопротивление давлению. Умей сказать НЕТ!», «Способы психологической защиты»
|
Коррекционно-развивающие по развитию коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников |
февраль-март
|
9 -11 классы
По запросу |
Психологический практикум «Мой мир – мое будущее» |
Практические развивающие занятия с использованием цифрового ресурса гимназии «Мой мир – мое будущее» |
в течение года |
1-11 классы
По запросу |
Индивидуальные занятия по запросу педагогов с обучающимися с девиантными формами поведения, агрессией и повышенной тревожностью. |
Коррекционно-развивающие занятия для учащихся с проблемами в поведении по коррекции конфликтного, агрессивного поведения «Прокачаем эмоциональный интеллект» |
в течение года |
Педагоги, молодые специалисты
По запросу |
Предотвращение синдрома эмоционального выгорания у педагогов и молодых специалистов |
Беседы, психологические практикумы, консультации |
в течение года |
Социальные партнеры |
Совместная работа с социальными партнерами
|
Тренинговые занятия для обучающихся, педагогов, родителей по реализации деятельности в направлении профилактики ПАВ |
По договору
|
Консультирование
1-11 классы По запросу |
Индивидуальное консультирование обучающихся.
По запросу/итогам диагностики.
|
Консультативная помощь тревожным учащимся, учащимся с низкой самооценкой, учащимся «группы риска»
Профконсультирование учащихся вопросам профессионального самоопределения, личностным проблемам, возникающим в процессе профессионального самоопределения.
Консультирование учащихся по вопросам межличностного взаимодействия в разновозрастной среде и среде сверстников
Консультирование участников детских объединений и ученического самоуправления по результатам диагностики.
|
7-11 классы
По запросу |
Индивидуальное консультирование обучающихся из группы риска СПТ по проблемам употребления ПАВ.
Консультирование классных руководителей, родителей, учащихся по результатам социально-психологического тестирования |
Консультативная, поддерживающая помощь учащимся с выявленным психологическим неблагополучием Профилактика употребления ПАВ, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. |
Родители учащихся 1-11 классов
По запросу |
Индивидуальное консультирование родителей (детско- родительские отношения). По запросу/по итогам диагностики. |
Поддержка и сопровождение детско-родительских отношений.
Консультирование по вопросам психологической поддержки учащихся при подготовке и проведении к ГИА, ВПР. |
Родители , учащиеся 1-11 классов, педагоги, классные руководители
По запросу
|
Индивидуальное консультирование
По запросу/по итогам диагностики. (одаренные учащиеся) |
Консультирование учителей по вопросам организации обучения, формирования и развития способностей учащихся, поддержки одаренных детей, участников олимпиадного движения Консультирование учащихся по способам и приемам развития общих и специальных способностей, по психологическим аспектам подготовки и участия в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях |
Родители учащихся 1-11 классов, учащиеся 1-11 классов.
По запросу |
Консультирование детско-родительской пары / семьи. По запросу/по итогам диагностики. |
Поддержка и сопровождение детско-родительских отношений
Консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания ребенка |
Педагоги, классные руководители 1-11 классов
По запросу |
Индивидуальное консультирование педагогов по запросу |
Консультирование по проектированию комфортной и безопасной образовательной среды.
Консультирование по вопросам психологической поддержки учащихся при подготовке и проведении к ГИА, ВПР.
Консультирование классных руководителей по вопросам формирование коммуникативных навыков учащихся
Консультирование классных руководителей по вопросам формирования классного и школьного актива, содействию развития ученического самоуправления. |
Просвещение
СПТ-2022
Учащиеся, родители, педагоги,
|
Проведение информационно-разъяснительной кампании с обучающимися и их родителями (законными представителями) с целью повышения активности их участия в социально психологическом тестировании |
Информационные выступление, беседы, стендовая информация, буклеты, памятки. |
Обучающиеся 1-11 классов, педагоги, родители
|
Проведение мероприятий в рамках месячника медиации
|
Информационные выступление, анкетирование, беседа. |
Обучающиеся 8-9 классов,
|
Посещение виртуальной фотовыставки «Наркотик – убийца» на базе ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» |
Информационные выступление, анкетирование, беседа. |
Классные руководители, педагоги
По запросу |
Информационные выступления, мини- лекции, беседы-практикумы
|
Выступления на совещании «Психологическая готовность учащихся к участию в ГИА (ВПР)»; «Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения» «Психологические причины низкой успеваемости учащихся» Беседы-практикумы для педагогов «Как сплотить детский коллектив», «Психологические особенности детских коллективов. Как организовать ученическое самоуправление», «Как организовать ученическое самоуправление. Психологические особенности детских коллективов». «Современный ребенок в информационной среде: шаги к пониманию», «Подростковый кибербуллинг», «Обеспечение безопасной информационной среды для детей и подростков». |
Учащиеся
По запросу |
Информационные выступление, мини- лекция, беседа. |
Беседы-практикумы с учащимися «Все в моих руках», «Как снизить тревожность и повысить уверенность в себе», «Как психологически подготовиться к ГИА (ВПР)»; «Как помочь другу, если все плохо?», «Один за всех – и все за одного», «Скажи мне кто твой друг и я скажу тебе, кто ты», «Мой класс и я в нем», «Что нужно знать о кибербуллинге?», «Что такое социальная активность?», «Лидер. Кто он?», «Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде», «Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде». «Профессии будущего». «Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным», «Написанное останется или Интернет помнит все!», «Сетевой этикет: 20 правил поведения в интернете»
|
Родители
По запросу |
Информационные выступление, мини- лекция, беседа.
|
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме «Как организовать психологически эффективный отдых для детей в период летних каникул»,
«Как поддержать ребенка во время подготовки к ГИА (ВПР)?».
Беседы для родителей учащихся с отклоняющимся поведением «Справимся вместе». Беседы с родителями на темы: «Предупреждение суицида среди детей. Помощь родителей по преодолению трудностей ребенка», «Кризис подросткового возраста», «Стили семейного воспитания», «Как помочь детям учиться?»
Встреча с родителями по теме «Детские конфликты. Чем могут помочь родители?», «Подростки и социальные сети», «Ребенок стал жертвой кибербуллинга», «Как обеспечить безопасность детей в интернете» |
Профилактика
Учащиеся
По запросу
|
Профилактические занятия для учащихся
Буклет для учащихся «Как управлять своими эмоциями во время проведения ГИА (ВПР). Скорая помощь в стрессовой ситуации». Буклет учащимся по профилактике ПАВ «А тебе это действительно надо?», «Как развивать лидерские способности», «Школьное самоуправление и его лидеры», «Выступление перед публикой: 10 правил успешного выступления». «Как готовиться к занятиям?», «Секреты выбора профессии», «5 шагов осознанного выбора профессии» |
Тренинг саморегуляции, уверенности в себе, антистресс-тренинг деятельности при подготовке к ГИА, ВПР», «День накануне конкурсного испытания». Тренинг сплочения классных коллективов. «Правила, которые помогут в общении». Профилактические занятия для учащихся «В ладу с самим собой», «Как справиться с волнением на ВПР. Беседа-практикум личностного развития для учащихся с эмоциональным неблагополучием «Пойми себя», «Как вести себя в сети Интернет. Об информационно-психологической безопасности» «Как сказать: “Нет!” другим и “Да!” себе», «Учимся общаться без конфликтов». Психологическая акция для учащихся «Лето без интернета!» |
Классные руководители, педагоги
По запросу |
|
Разработка и распространение психолого-педагогических рекомендаций педагогам «Создание благоприятной атмосферы в классе во время подготовки к ГИА (ВПР)», Разработка и распространение памятки для педагогов «Первые признаки употребления ПАВ», «Психологическая подготовка учащихся к ГИА и ВПР». Буклет для классных руководителей «Как помочь учащимся в выборе профессии?», «Как избежать травли в классе», «Психолого-педагогические особенности одаренных детей», «Одаренный ребенок: как помочь раскрыть потенциал», «Формы и методы работы с одаренными учениками», «Как психологически подготовить ребенка к конкурсным испытаниям» «Психологическая подготовка учащихся к выбору профессии». |
Родители
По запросу |
Буклеты для родителей «Кто такой одаренный ребенок», «Проблемы воспитания одаренных детей», «Страна одаренных детей», «Как развивать творческие способности ребенка», «Помощь родителей в выборе профессии».
|
Памятка родителям «Как преодолеть трудности в поведении ребенка». «Как помочь ребенку справиться со стрессом перед ГИА (ВПР)»; Интернет-рассылка для родителей школьников «Интернет-сайты для развития познавательных способностей детей», рекомендаций родителям «Как предостеречь ребенка от наркотиков. Сигналы опасности», рекомендации родителям «Советы родителям о профессиональном самоопределении детей», «Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе» |
В течение года педагогами-психологами гимназии проводятся индивидуальные консультации и психокоррекционная помощь родителям и педагогам гимназии по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся.
В гимназии регулярно проводится анкетирование родителей, чтобы узнать их мнение по тому или иному важному вопросу. Предлагаем познакомиться с результатами последних опросов (Подробнее... )
План работы психологической службы ГБОУ гимназия №177 на 2022- 2023 уч. год
План работы психологической службы ГБОУ гимназия №177 на 2021- 2022 уч. год