Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия 177

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

  

(812) 417-26-28,       195279, Санкт-Петербург Ириновский пр. д.23., корп 2, литер А

 

gimn177@obr.gov.spb.ru

 

      

Сайт отвечает требованиям статьи 29 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации"

 

 

 

 

.

Функциональная грамотность

 

 

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.



В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая. Кроме того, выделяют направления: глобальные компетенции, креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

2. Естественно-научная грамотность

Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

3. Математическая грамотность

Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

4. Финансовая грамотность

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции

сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем?

Нормативная база

 

Федеральные документы

·         Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

·         Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

     Письмо Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.10.2023 №03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"

 

Региональные документы

·         Распоряжение КО СПб № 2920-р от 22.10.21 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга па 2021/2022 учебный год”.

·         Распоряжение КО СПб № 2598-р от 15.09.21 “Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год”.

·         Распоряжение КО СПб № 3197-р от 01.12.21 “О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р”.

·         Письмо КО СПб от 13.01.22 о проведении Единого дня функциональной грамотности в Санкт-Петербурге.

·         Письмо КО СПб от 25.11.21 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”.

·         Письмо КО СПб от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

·         Письмо КО СПб от 10.12.21 о Чемпионате по финансовой грамотности

·         Письмо КО от 22.03.22 об обеспечении проведения второго этапа внедрения электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов

 

     Локальные документы 

  

План мероприятий "Формирование функциональной грамотности школьников" 2023- 2024 учебный год

 

Банки заданий по функциональной грамотности

   Российская электронная школа

·         Министерство просвещения РФ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

·         ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

·         ФИОКО: Открытые задания PISA

·         Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Банк заданий

·         Федеральный портал Академия Минпросвещения России

·         Единое содержание общего образования

·         АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

·         АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA

·         АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
– 
Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
– 
Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению

·         Формирование функциональнои? грамотности школьников.

·         Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемыи? результат обучения младших школьников

·         Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности

Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11

Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)

 Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Тест «Цифровые компетенции педагога» 

Методические материалы по функциональной грамотности

 

Методические материалы по функциональной грамотности

·        Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»

·        Социально-образовательный проект по повышению финансовой грамотности населения

·         Материалы вебинаров Академии Минпросвещения России:

Читательская грамотность: как устроен умный текст (16.02.2022)

—Методика формирования структурных компонентов математической грамотности (09.02.2022)

Естественно-научная грамотность: путь к успеху (26.01.2022)

Читательская грамотность: от узкопредметной замкнутости к межпредметной коллаборации (19.01.2022)

Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (22.12.2021)

—Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в образовательной организации». Ссылка

—Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности. Ссылка

-Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». Ссылка

-Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». Ссылка

-Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Ссылка

·         Функциональная грамотность. Готовимся к PISA-2022. Глобальные компетенции и математическая грамотность (вебинар 03.02.2022)

·         Финансовая грамотность в основной школе: решаем задачи, учимся оценивать (вебинар 13.01.2022)

·        Читательская грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

·         Математическая грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

·        Естественнонаучная грамотность (пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников), Академия Минпросвещения России, 2021

·        Методическое сопровождение процесса формирования математической грамотности в системе общего образования (Сергеева Т.Ф., Академия Минпросвещения России)

·        О формировании системы управления процессами достижения новых результатов функциональной грамотности в Российской Федерации (Минпросвещения России)

·        Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы

·        Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы. Методическое пособие

·        Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов (2019год) по шести составляющим функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению представлены на сайте ФГБНУ «ИСРО РАО». Материалы прошли апробацию в 24 регионах страны

·        Функциональная грамотность — современный вызов для образования (онлайн-конференция)

·         Как обеспечить конкурентоспособность российского образования?

·         Формирование функциональной грамотности — одна из основных задач ФГОС

·        Зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?

·        Обновление содержания общего образования в проектах ФГОС начального и основного общего образования 

·        Универсальные компетентности и новая грамотность (материалы НИУ ВШЭ)

·        Опыт Москвы по оцениванию математической грамотности школьников

·        Вебинар Новые грамотности: 4К. Что реально воплотить в образовательный процесс (08.10.2020)

·         Вебинар Креативное мышление. Разговор с экспертом

·         Вебинар «Формирование информационной грамотности младшего школьника» (14.05.2020)

·        Пресс-конференция: Всероссийский форум по функциональной грамотности (декабрь 2019г.)

·         Материалы Всероссийского форума экспертов по функциональной грамотности (17 декабря 2019г.)

·        Мастер-класс «Формирование надпрофессиональных навыков обучающихся как основа воспитания личности 21 века»

·         Мастер-класс «Некоторые инструменты формирования глобальной компетентности»

·        Мастер-класс «Формирование на уроках истории навыков коммуникации и сотрудничества с использованием сингапурских обучающих структур»

·        Международный методический семинар «Формирование и оценка функциональной грамотность обучающихся» (ноябрь 2019г.)

·        Вебинар «Функциональная грамотность школьников. Приемы смыслового чтения»(октябрь 2019г.)

·        Вебинар «Функциональная грамотность современного младшего школьника» (апрель 2019г.)

·         Навыки будущего Что нужно знать и уметь в новом сложном мире

·         Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

·        Формирование функциональной грамотности на уроках естественнонаучного цикла

·         Как эффективно управлять учебным процессом

·         Цифровые джунгли

·         Как научиться учиться

·         Социально-эмоциональное развитие детей

·         Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке (М.А. Пинская)

·        КОМПЕТЕНЦИИ 21 ВЕКА В НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

·         Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики

·        Самостоятельность ученика как условие развития его функциональной грамотности

·        Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся

·         Функциональная грамотность младшего школьника

·         Памятка «Как повысить функциональную грамотность учеников»

·         Читательская грамотность

·         Математическая грамотность

·         Естественнонаучная грамотность

·         Финансовая грамотность

·         Основы финансовой грамотности учащихся 7-11 классов

·        Методические рекомендации для учителей начальной школы по финансовой грамотности

·         ИКТ-компетентность

·         Глобальные компетентности

·         Креативное мышление

·         Речевое развитие

·        Формирование языковой грамотности младшего школьника как основа успешного изучения русского языка в основной школе

·        НАВЫКИ XXI ВЕКА В РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ: ВЗГЛЯД ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ (НИУ ВШЭ)

·         Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики

·        Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика

·         Функциональная грамотность как ориентир и результат качества образования

 

   Российская электронная школа

·         Министерство просвещения РФ: Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

·         ФИПИ: Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

·         ФИОКО: Открытые задания PISA

·         Институт стратегии развития образования Российской академии образования: Банк заданий

·         Федеральный портал Академия Минпросвещения России

·         Единое содержание общего образования

·         АППО СПб: Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности

·         АППО СПб: Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA

·         АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
– 
Информационно-методическая справка «Анализ выполнения диагностических работ в формате PISA»
– 
Информация о научно-исследовательской и методической работе кафедры по данному направлению

·         Формирование функциональнои? грамотности школьников.

·         Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе Функциональная грамотность как планируемыи? результат обучения младших школьников

·         Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности

Издательство Русское слово предлагает большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11

Группа компаний «Просвещение»: Функциональная грамотность. Банк заданий

Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге (январь 2022)

Страница Функциональная грамотность на сайте ЦОКО

Нормативная база

Федеральные документы

·         Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

·         Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021
№ 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

 

Региональные документы

·         Распоряжение КО СПб № 2920-р от 22.10.21 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга па 2021/2022 учебный год”.

·         Распоряжение КО СПб № 2598-р от 15.09.21 “Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год”.

·         Распоряжение КО СПб № 3197-р от 01.12.21 “О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р”.

·         Письмо КО СПб от 13.01.22 о проведении Единого дня функциональной грамотности в Санкт-Петербурге.

·         Письмо КО СПб от 25.11.21 “Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности”.

·         Письмо КО СПб от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в Электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

·         Письмо КО СПб от 10.12.21 о Чемпионате по финансовой грамотности

·         Письмо КО от 22.03.22 об обеспечении проведения второго этапа внедрения электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"